Вечтомов, Н.Е. Диптих. (Абстракция). 1961. Б., фломастр. 19,5 х 13,5 каждый
Nikolai Vechtomov. Color abstraction. Diptych. 1961; felt-tip pen on paper; 19.5 by 13.5
Николай Вечтомов
1923 – 2007
Окончил школу 22 июня 1941 года и сразу был мобилизован. Сначала его направили в Саратовское танковое училище, затем на фронт. Во время боёв на Курской дуге попал в окружение, был взят в плен и отправлен в концлагерь под Дрезденом. Переболев сыпным тифом. Вечтомов совершил сначала первый, неудачный побег, затем второй, который принёс ему долгожданную свободу. Он шёл только по ночам, избегая дорог, придерживаясь лишь приблизительного направления на восток. Целый месяц он передвигался по территории Германии, затем Чехии. Устал настолько, что почти перестал скрываться. Однажды его увидел крестьянин-чех одного из хуторов. Узнав. Что Николай русский. Спрятал в своём сарае, а ночью привёл туда русского ветеринара. Вечтомов рассказал ему, что в Праге живёт его дядя, известный музыкант, оказавшийся в Чехии после революции. Благодаря ветеринару, сумевшему передать эту информацию по адресу, дядя беглеца тайно перевёз племянника в Прагу. Немного окрепнув, Николай связался с местным подпольем и вскоре присоединился к небольшому отряду чешских партизан под Брно. Однако после Победы ему пришлось пройти изнурительную проверку и ждать полгода выдачи паспорта. И только после этого, в возрасте двадцати трёх лет, Николай Вечтомов смог осуществить свою давнюю мечту – поступить в Московское художественное училище. Но в 1949 году училище объявили рассадником «формализма» и прикрыли, а студентов распределили в другие учебные заведения. Вечтомов попал в Художественное училище памяти 1905 года и по его окончании устроился дизайнером в Комбинат декоративно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР.
До сих пор считалось, что Вечтомов создавал абстракции только вплоть до 1960 года. У меня его абстрактный диптих 1961 года. Творческая манера художника, сложившаяся к началу 60-х годов, практически не менялась на протяжении десятилетий. Его стиль легко узнаваем по характерному, чаще всего красно-чёрному колориту и гладкой, будто лаковой фактуре живописи. К сожалению, лучшие картины Николая Вечтомова разошлись по зарубежным коллекциям авангардного искусства. На персональной выставке, которая состоялась в Третьяковской галерее уже после кончины художника, были в основном графические работы конца пятидесятых и начла шестидесятых годов: наброски, эскизы к картинам. Чуть ли не единственным живописным произведением была принадлежащая Третьяковской галерее двухметровая «Дорога» (1983) – главная программная работа Вечтомова.
Источник: Н. Синельникова. Нонконформисты. М, 2009.
Вечтомов всегда ценился. Есть великолепные его вещи в частных коллекциях. Но он «певец одной песни»: нет разнообразия жанров, тематики. Мои маленькие парные фломастеры ценны тем, что их тогда было очень мало у нонконформистов в Москве. КАЧЕСТВЕННЫМИ невыцветающими фломастерами в 1961-м работал Вечтомов, фломастеры любил Соостер (сестра двоюродная из Стокгольма прислала – но они выцветают http://iskan.su/modules.php?name=Art&do=showgall&gid=1&p=3#galltop) и может ещё один-два нонконформиста пользовались этой закордонной невидалью.
|